Блог

Доступность объекта

Меню сайта

Категории раздела

Блог директора школы [59]
Блог ведет руководитель ГБОУ школы № 499 Смирнова Г.С.
Блог "ИКТ в школе №499" [104]
Блог ведет зам.директора по ИТ Смирнов Д.Б.
Блог учителя начальных классов Пашниной Веры Анатольевны [184]
Блог ведет Пашнина В.А.
Блог учителя начальных классов Елены Анатольевны [36]
Блог ведет учитель Тушева Е.А.
Блог учителя начальных классов Григорьевой Ангелины Сергеевны [48]
Блог ведет учитель Григорьева А.С.
Блог учителя начальных классов Ларисы Юрьевной [96]
Блог ведет учитель Сорокина Л.Ю.
Блог учителя начальных классов Анастасии Валерьевны [56]
Блог ведет учитель Чеботарева А.В.
Блог учителя начальных классов Надежды Владимировны [20]
Блог ведет учитель Пивняк Н.В.
Блог учителя начальных классов Эльмиры Сергеевны [17]
Блог ведет учитель Казакова Э.С.
Блог учителя начальных классов Ксении Вадимовны [75]
Блог ведет учитель начальных классов Кузьмина К.В.
Блог учителя начальных классов Ольги Сергеевны [293]
Блог ведет учитель начальных классов Кузнецова О.С.
Блог учителя начальных классов Голубевой Ольги Сергеевны [0]
Блог классного руководителя Камиллы Ринатовны [60]
Блог ведет учитель Набиуллинна Камилла Ринатовна
Блог классного руководителя Кристины Александровны [134]
Блог ведет Конотопова Кристина Александровна
Блог учителя трудового обучения Галины Валерьевны [30]
Блог ведет учитель трудового обучения Тойкка Г.В.
Блог учителя трудового обучения Александра Исааковича [3]
Блог ведет учитель трудового обучения Горелик А.И.
Блог учителей физической культуры [40]
Блог ведут учителя физической культуры Маковицкая Л.А., Орлова Е.А., Михеева А.А., Козырева И.В.
Блог службы здоровья [101]
Блог ведет зам.директора по ИТ Смирнов Д.Б., зам.директора по ВР Кирович Д.М.
Юбилейные даты военной истории России [36]Блог: ФГОС О (у/о) [60]
Блог ведет зам.директора по ИТ Смирнов Д.Б
Блог "Дорожная безопасность" [27]
Блог ведет зам.директора по ИТ Смирнов Д.Б., педагог-организатор ОБЖ Смирнов Б.И.
Блог «Учителя-дефектолога» [16]
Блог ведут учителя начальной школы Пареева Ю.И., Сорокина Л.Ю., Афончик Т.А., Ершова И.В.
Блог службы сопровождения [3]
Блог ведут учителя-логопеды Иванова М.И., Мелещик О.А., Тимофеева Т.Н., педагог-психлог Никитенко Е.А., учитель Зиневич К.Г.

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом (II часть)

4. Карточки «сейчас-потом»

Исследование психолога Дэвида Премака показало, что люди скорее выполнят нежелательное дело, если знают, что за этим последует нечто предпочтительное. Этот поведенческий феномен распространяется как на взрослых, так и на детей. Карточка «сейчас-потом» — это инструмент, который основан на данном принципе.

Карточки сейчас-потом обычно делают из какого-то легкого материала, например из картона или ламинированного листа бумаги. Карточка делится на две половины одной линией. В левой части карточки наверху пишется слово «Сейчас». В правой части карточки наверху пишется слово «Потом». Под словом «Сейчас» размещается обозначение того задания, которое должен сделать ребенок. Можно воспользоваться скотчем, магнитом или лентой-липучкой, чтобы прикрепить к карточке символ задачи. В качестве символа можно использовать небольшие предметы, фотографии, пиктограммы или слова. Поначалу от ребенка требуется просто выполнить только одно занятие из графы «Сейчас», пока ребенок не освоит концепцию и цель таких карточек. Ребенок сам выбирает то, что ему хочется, и размещает в графе «Потом».

В результате у ребенка появляется зрительное напоминание о том, что он приближается к награде «Потом». Карточка также напоминает ему, что нелюбимое занятие, например, домашнее задание, близится к завершению. Когда ребенок понимает формат карточки сейчас-потом, то можно увеличивать количество требуемых от него заданий.

Взрослый должен относиться к карточкам сейчас-потом как к своего рода контракту или соглашению. Если ребенок усердно трудится над выполнением соглашения сейчас-потом, то за этим обязательно последует награда. Однако помните, что карточка сейчас-потом работает, только если как ребенок, так и взрослый, придерживаются своего соглашения.

 

5. Макро и микро расписания

Расписания — чрезвычайно полезны и важны для детей с расстройствами аутистического спектра. Они уменьшают потребность в устном языке и запоминании вербальных инструкций. Это повышает понимание и делает окружающую среду более предсказуемой для ребенка.

Дети с аутизмом постоянно сталкиваются с разнообразными внутренними и внешними стимулами, и им нужна помощь, чтобы разобраться в происходящем вокруг. Наглядные расписания помогают ребенку сосредоточиться на требуемых занятиях и повышают его успехи в обучении. Если ребенок еще плохо читает, то расписания составляются из изображений. Для детей, которые хорошо понимают написанные слова, символы и их значения, подойдет письменное расписание или расписание из пиктограмм.

В расписании для ребенка с аутизмом не должно быть конкретного времени, скорее это последовательность или порядок определенных событий. Это связано с тем, что дети с аутизмом могут зацикливаться на фактической информации, например, на времени. Ребенок может сфокусироваться на времени (например на том, чтобы начать дело с точностью до секунды), а не на том, что надо сделать.

Макро расписания

Макро расписания обычно обозначают самые основные периоды дня или недели. Ниже приводится пример такого расписания на день:

1. Встать.

2. Одеться.

3. Почистить зубы.

4. Пойти на кухню и съесть завтрак.

5. Пойти на автобусную остановку.

6. Приехать в школу, пойти в класс.

7. Сесть в автобус, чтобы поехать домой.

8. Вернуться домой, перекусить.

9. Поиграть во дворе на качелях.

10. Сделать домашние задания.

11. Съесть ужин.

12. Посмотреть телевизор.

13. Принять ванну и надеть пижаму.

14. Лечь в постель, почитать книгу с папой.

15. Выключить свет.

Микро расписания

Микро расписание похоже на макро расписание, но оно посвящено одному конкретному делу. Микро расписание также может состоять из маленьких предметов, фотографий, рисунков, пиктограмм или слов. Микро расписание позволяет родителям разбить задачу на маленькие шаги. Это помогает ребенку лучше понять каждый шаг и задачу в целом.

Как и макро расписание, микро расписание необходимо разместить на видном месте в доме. Некоторые родители ламинируют микро расписание и наклеивают их на стены, например, в ванной. Например, такое микро расписание в ванной может выглядеть следующим образом:

1. Намочить волосы.

2. Нанести шампунь на волосы.

3. Массировать пальцами голову, чтобы нанести шампунь.

4. Смыть шампунь.

5. Взять кусок мыла и руками или мочалкой намылить:

— лицо

— руки

— ноги

— переднюю часть туловища

— заднюю часть туловища

6. Смыть мыло.

7. Промыть мочалку и повесить ее сушиться.

8. Выключить воду.

9. Вытереться полотенцем.

 

6. Проигрывание по ролям

Проигрывание по ролям — это инструмент обучения, которые помогает людям понять, как реагировать в социальных ситуациях. Подобные упражнения с проигрышами могут быть полезны детям с расстройствами аутистического спектра.

Простой формат проигрывания по ролям приведен ниже. Пример иллюстрирует, как научить ребенка с аутизмом говорить с другом. Ваш ребенок может играть роль друга. Вы будете играть роль вашего ребенка. Для обучения ребенка новым навыкам вам потребуется делать много подсказок и намеков.

Затем роли меняются, чтобы ребенок мог потренироваться в навыке, который пригодится ему в реальной жизни. Очень важно, чтобы вы показывали ребенку пример, и объясняли ему важность тона и невербальной коммуникации, в том числе улыбки и того, насколько близко можно стоять к другому человеку. Обычно друзья рады видеть друг друга и улыбаются. Вот пример такого проигрыша по ролям:

Друг (улыбается): Привет.

Друг 2 (улыбается): Во что хочешь играть?

Друг: У меня есть видеоигра, или можно пойти качаться на качелях. Чем хочешь заняться?

Друг 2: Я бы хотел поиграть в видеоигру.

Друг: Посмотри, в какую игру хочешь играть сначала?

Друг 2: Ну, давай играть в эту.

Друг: Будет здорово.

В некоторых случаях, например, с детьми более старшего возраста, полезно снимать проигрыш по ролям на видео. Родители и ребенок могут просматривать такую видеозапись для дополнительной практики.

 

7. Готовые сценарии

Сценарии можно использовать для обучения детей с аутизмом социальным навыкам и расширения их языковых возможностей. Обучение социальным навыкам происходит в контексте сценария.

Вот пример такого сценарии, касающегося правильного поведения в школьном автобусе:

«Я хочу рассказать тебе про хорошего мальчика по имени Саша. Каждый день он ездит в школу на школьном автобусе. Каждый день он ждет в очереди, пока автобус не остановится. Автобус останавливается, и он заходит в него. Он идет прямо к своему месту. Он сидит там во время всей поездки, и никогда не встает, пока не приедет в школу.

Саша сидит рядом с девочкой по имени Маша и говорит с ней. Он говорит с ней о том, что ему нравится в школе. Иногда он рассказывает ей, как трудно учиться математике. Когда автобус останавливается, то он ждет, пока водитель автобуса не скажет, что пора выходить. Когда водитель это говорит, Саша встает и выходит из автобуса.

Иногда он говорит водителю «до свидания». Он идет в свой класс и готовится к урокам».

Написание сценария — несложная задача, и это очень полезно для детей с расстройствами аутистического спектра. Вы можете проявлять сколько угодно творчества, описывая проблематичную ситуацию, с которой предстоит столкнуться ребенку.

По опыту родителей, такие сценарии лучше читать с ребенком множество раз. Так ребенок скорее вспомнит сценарий в сложной для него ситуации.

 

23.02.2018 в 13:11
56
Рейтинг 5.0 / 2
Комментариев нет
avatar

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Хостинг от uCoz

.